Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Точка сборки

Изображение к новости

Для чего учителю участвовать в профессиональных конкурсах? Что это дает ему как личности и как педагогу? В чем главная идея таких конкурсов, и всегда ли только победа — основная цель для участника? Об этом и многом другом в интервью Директории.онлайн рассказала Наталья Киселева, единственный российский педагог, вошедший в ТОП-50 финалистов международной премии Global Teacher Prize—2018, руководитель программы «Равенство возможностей» «Рыбаков Фонда», учитель математики и информатики московской школы № 1409.

Расскажите о премии Global Teacher Prize («Всемирная Премия Учителя»)?

Global Teacher Prize — это ежегодная премия, вручаемая фондом Varkey GEMS Foundation самому выдающемуся учителю. Идеология этого мероприятия: попытка поднять престиж профессии учителя, обратить внимание на профессию в целом, в мировом масштабе. Признать значимость учителя. Эта премия приравнивается к Нобелевской премии для учителей. В отборочном комитете больше двухсот экспертов, среди которых известные мировые эксперты образования, журналисты, звезды Голливуда, спортсмены, бизнесмены. Например, в прошлом году десятку финалистов объявлял принц Гарри, а победителя — папа Римский, в этом году десятку финалистов объявлял Билл Гейтс.

Участвовать в GTP могут учителя, которые работают в школе на полную нагрузку, либо с частичной занятостью, а также учителя онлайн- курсов, которые вообще не преподают в школе. Меня часто спрашивали, как я смогла стать участником премии, работая в «Рыбаков Фонде» и имея лишь частичную нагрузку в школе. Это не противоречит условиям. Кроме того, я провожу волонтерские онлайн-уроки дважды в неделю и вижу возможности своего развития именно в этом направлении.

Очень большое внимание к этой премии и в национальных отборочных комитетах разных стран, где есть региональные отделения Global Teacher Prize. В России этого пока нет, но было бы интересно такое представительство организовать, потому что те 50 учителей, которые вошли в список финалистов, активно поддерживаются своими странами, это было ощутимо на этапе перехода от ТОП-50 к ТОП-10. И в нашей стране такая поддержка учителю нужна, это я понимаю, как очевидец событий последних очень непростых месяцев для меня. Очень разное отношение и радоваться за кого-то у нас, к сожалению, умеют гораздо меньше, чем сопереживать. Несколько лет назад российский учитель математики из Белгородской области вошел в ТОП-50 финалистов премии, теперь он работает в школе при посольстве Японии. Мы знакомы и общаемся, и я благодарна ему за поддержку, потому что он, как никто другой, понимал все сложности и напряженность.

Конкурс ценен не только и не столько самим фактом победы (один педагог из десятков тысяч, по сути, не изменят отношения к профессии), а формированием сообщества учителей-исследователей, финалистов премии, которые становятся лидерами мнений в своих странах, оказывают влияние на развитие образования. Так, финалисты прошлого года недавно представили мировому сообществу коллективный труд — книгу «Учитель в эпоху четвертой технологической революции». Представляете какой труд: книга, написанная десятью педагогами из разных стран мира, посвященная развитию учительской профессии и миссии учителя в 21 веке, основанная на практике разных стран и исследованиях.

Через этот конкурс фонд Varkey GEMS Foundation предоставляет возможность заинтересованным организациям поддержать проекты участников.

У финалистов есть возможность рассказать о проектах, которые реализуются в нашей стране в образовании, привлечь внимание к этим проектам, выводить их на международный уровень. Это то, что мы обязаны делать и это — наше право. Я в марте в Дубае готова представлять ряд российских проектов, достойных реализации в мировом масштабе. Надеюсь, что эти проекты будут высоко оценены и поддержаны.

К примеру, один из проектов финалиста 2016 года сейчас реализуется в мировом масштабе при поддержке ООН. По приглашению организаторов проекта я теперь являюсь его официальным представителем в России.

О каком проекте идет речь?

Это проект «Обучение с любовью». Проект рассчитан на 4 недели, связан с социальной активностью школьников и учителей, направлен на то, чтобы привить любовь ребенка к процессу обучения. Он состоит из маленьких флэшмобов, позитивных акций на заданную тему. Каждую неделю новая тема. Этот международный проект поддержан ООН, я знаю, что одна из школ в Татарстане участвует в этом проекте. С октября стартует новый этап, и к нему могут подключиться все желающие образовательные организации. Моя задача привлекать к этому проекту внимание российских школ, чтобы они включались в акцию, участвовали, проявляли активность. Это проект, который, помимо прочего, объединяет школьников разных стран, дает им возможность взаимодействовать и общаться.

Если школа захочет принять участие в этом проекте, что ей нужно сделать?

Можно написать мне лично. Я дам информацию об этом проекте, расскажу как в него включиться, расскажу о его структуре, помогу подготовиться. Так как он стартует в октябре, то ориентирован будет на международный День учителя. К этому моменту можно собрать команду, посмотреть насколько это интересно, включиться в такой, по сути, большой флэшмоб. Результатом проекта должно стать объединение детей из разных стран, возможность учиться друга у друга и создавать совместные проекты. А также формирование позитивного отношения к обучению через стремление узнавать что-то новое, что-то, что происходит вокруг тебя, в твоей стране и за рубежом.

Вы сказали, что в марте предстоит поездка в Дубай? Чему, кроме финала премии, она будет посвящена?

Первые два дня в Дубае будет работать саммит Академии исследователей, где нас, финалистов из ТОП-50, официально включают в эту организацию. Насколько я знаю, не все финалисты участвуют в работе академии. Ну и крупнейший международный образовательный саммит GESF. На саммите будет очень много лидеров образования из разных стран с докладами, анализом ситуации того, что происходит в образовании в мире, представлением современных тенденций развития образования.

Мы-финалисты GTP будем проводить мастер-классы по своим технологиям, участвуем в воркшопах, разных активностях и коммуникациях. Я хочу рассказать о своем опыте разработки активной проектной математики, которую я называю «живой проектной математикой».

Ну и конечно, я буду представлять идеологию инициативы «Равенство возможностей», и основной упор будет на вопросы социальной инклюзии, на включение в образовательный процесс всех детей за счет активного обучения и активной проектной деятельности.

Для чего участвовать в профессиональных конкурсах учителям? Что это дает?

В прошлом году на портале Педсовет.орг проводили опрос на тему «Отношение учителей к конкурсам профессионального мастерства?». Так, более 90% учителей из нескольких тысяч участников опроса сказали, что они сами участвуют в конкурсах и привлекают еще и своих учеников.

Ответы были разные. Для кого-то это — возможность самоутверждения, получения определенного статуса. Кто-то участвует ради портфолио, ради баллов и бонусов при приеме на работу, кто-то ради обмена опытом и выявления лучших практик.

Что такое конкурсы в моем понимании? Знаете, это — ощущение волны, которая тебя подхватывает, и ты летишь вперед в такой активный период развития. Если нет волны, не будет и успеха, я уверена. Успех — не факт победы, не приз, а такое внутреннее ощущение гармонии, осознания себя и своего ближайшего развития, понимания куда идти дальше, что изменить, а что сохранить. Известно же, что для развития и движения нужно выйти из зоны комфорта, а это непросто. Вот я отношусь к конкурсам, как скачку в развитии, именно как к инструменту выхода из зоны комфорта.

С другой стороны, часто бывая в регионах, встречаясь с учителями и директорами школ, я вижу озабоченность этих людей, поиск какой-то профессиональной поддержки. Я вижу радость от профессионального общения, — а мы постоянно общаемся, все время на связи через соцсети. Я надеюсь, что тоже могу их поддержать, помочь с обретением профессиональной уверенности. Моя задача — дать понять, что они не одни, и что вместе можно многое решить, что есть на кого-то опереться в профессиональном плане и тебя поддержат. Если я с помощью своих знаний могу стать для кого-то пусть и небольшим, но подспорьем, своим примером показать, что многое возможно, — то это тоже одна из причин участия.

Я провожу много тренингов, семинаров и вебинаров для учителей и вижу, что это получается. Знаете как здорово видеть горящие сияющие глаза педагогов после нескольких часов работы. Долгое время я занимаюсь разработкой и упаковкой разных конкурсов и олимпиад для учителей, подготовкой учителей к разным конкурсам, которые помогают им самим взглянуть на себя и свой труд по-новому. Я помню слезы радости моего учителя, для которого я впоследствии стала наставником в муниципальном конкурсе «Учитель года». Тогда она сказала, что только ощутила истинное счастье от профессии и поняла каким открытием может быть урок.

Я убеждена и часто повторяю, что только счастливый учитель может воспитать счастливого ученика. И если у меня получается помогать учителям, поддерживать и мотивировать, то я обязана это делать. И да, мне есть что сказать обществу о профессии, насколько это непростой труд, когда нужно дать подряд 5–6 уроков в разных классах, в каждом из которых 30 учеников, каждый со своими способностями и возможностями, каждый требует внимания, за каждым из них родители, а еще рамки и огромный пласт требований, а ты один… И не всегда на уроке складывается все так, как ты хотел изначально, как бы ты ни прогнозировал урок, он может пройти совсем по-другому… Это очень сложно. И надо говорить о том, что российский учитель — это действительно профессионал, а не «мячик для битья». Российские учителя достойны понимания и признания в своей школе, городе, стране и, конечно, на международном уровне. Потому что то, что сейчас происходит со школой в нашей стране — это больно и обидно. Нам не хватает позитивного контента, не хватает изменения отношения к школе и учителям. Для того, чтобы школа развивалась, и для того, чтобы дети развивались. И в этом плане для меня конкурс — возможность интеграции ресурсов — своеобразная точка сборки своих сил, сообщества, возможность громко и открыто говорить о профессии и ее значении для развития всего общества.