Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

«Нельзя заниматься чем-то одним». Как красноярский подросток сделал интерактивный учебник

Изображение к новости

Красноярец Дмитрий Егоров еще в школе разработал интерактивное пособие по физике с дополненной реальностью. Как ему удалось это сделать практически в одиночку?

Договариваясь по телефону о встрече, Дмитрий после каждой фразы делал паузу на две-три секунды длиннее, чем принято. В неловком молчании казалось, что он тщательно взвешивает ответы даже на самые простые вопросы, — этакий чудаковатый вундеркинд. По пути к кафе в здании ТАСС тоже висела тишина, но стоило сесть за столик и заговорить о делах — Дмитрий переменился. Серьезные вещи юноша, кажется, давно обдумал: о поездках из одного конца Красноярска в другой, своем учебнике и дальнейших планах в Москве он рассказывает спокойно, обстоятельно и по-свойски, для первокурсника в чужом городе — как будто даже чересчур.

«Я учусь в Строгино в МИЭМе (Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ — прим. ТАСС) на прикладной математике. Там классно, потихоньку втягиваюсь, езжу по корпусам, чтобы с другими пообщаться, посмотреть. Нашел курсы разработки под Android и iOS — как раз это мне интересно. Сейчас приложение написано под Android, перенести его на iOS не такая проблема, но этим надо заняться», — начинает Дмитрий.

Приложение, о котором идет речь, — это сборник лабораторных работ по физике. Устроено оно так. На обыкновенный лист бумаги наносятся метки — физические формулы. «Когда перед тобой просто кладут картинку, у тебя еще нет приложения, ты уже видишь формулы по теме лабораторной работы. Просто посмотришь несколько раз — можешь запомнить», — объясняет Дмитрий выбор. Стоит навести на метку камеру — и на листе возникают штативы, динамометры и другое оборудование из кабинета физики. Смартфон или планшет можно приближать, поворачивать — компьютерная модель на экране подстраивается и позволяет присмотреться под разными углами.

‘Основные возможности приложения Дмитрия Егорова’

С приложением школьники могут понять, как собрать установку для выполнения лабораторной: что к чему крепится и т.п. Приготовиться можно заранее, чтобы не тратить время на уроке и разгрузить учителя. «Схема универсальная, годится для любых наборов к данной лабораторной работе. Мы старались убирать несущественные элементы, но сделать это было сложно», — рассказывает разработчик. Также в приложении есть интерфейс для записи данных, вычислений и выгрузки отчета по лабораторной работе в формате *.doc для проверки учителем.

«Мы» — это Дмитрий и его наставница Мария Сокольская из «IT школы Samsung» на базе красноярской гимназии № 14. «IT школа Samsung» появилась в 2014 году, филиалы открыты более чем в 20 городах России, похожие программы есть на Украине и в Казахстане. Чтобы туда попасть, нужно пройти конкурс, зато обучение бесплатное, а классы Samsung  оборудовала современной техникой. На занятиях старшеклассники изучают основы информационных технологий и разрабатывают мобильные приложения под Android (корейская корпорация — крупнейший производитель смартфонов с этой операционной системой).

По словам Сокольской, среди сверстников Дмитрий выделяется потрясающей работоспособностью, энергичностью, целеустремленностью и организованностью. «Он стремится максимально усовершенствовать себя и свои результаты, учитывает замечания, но не следует им вслепую, обдумывая услышанное и применяя к проекту максимально, на его взгляд, лучшим образом», — рассказывает преподавательница.

Всем ученикам школы Samsung в конце нужно разработать мобильное приложение — им и стало интерактивное пособие по физике. «Идея появилась в феврале в десятом классе. В марте-апреле сделал первые наброски и лабораторные работы», — вспоминает Дмитрий. Всего в приложении восемь лабораторных, все — по механике, но рассчитаны они на учеников разного возраста, потому что механику в школе проходят не разом, а постепенно.

Дмитрий говорит, что многие спрашивают, почему он выбрал именно физику, а не химию или геометрию. Причин несколько. «Физикой я увлекаюсь больше, в физике есть что визуализировать и есть лабораторные работы. Еще подтолкнуло, что в школе был новый оборудованный кабинет», — объясняет юноша.

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Но также дело в том, что ему просто не хватало времени, чтобы как следует вникнуть во что-то другое. Дмитрий вспоминает: «У нас было два урока физики в первой половине дня, потом еще три — во второй, это до четырех часов, а в пять-шесть мне надо было быть на другом конце города, где я занимался программированием. После уроков нужно было перебираться  через мост чуть ли не в центре. Красноярск расположен на берегах Енисея, и моя школа находится не на том, где проходили курсы». Наверное, Дмитрий неплохо справился бы и с другим предметом, но трудно представить, что он позволил бы себе такой компромисс.

Впрочем, еще на ранних этапах разработки Дмитрий участвовал со своим проектом в конкурсах и конференциях. Соколовская вспоминает, что сначала ему не удалось пробиться в очный этап всероссийского конкурса, зато потом они подали на грант в Краевой фонд науки и выиграли. Для этого приложение пришлось доработать. А презентации перед жюри — и тестирования среди одноклассников — позволили понять, чего не хватает пользователям. Так, сначала модели лабораторного оборудования были неподвижными — теперь с некоторыми из них уже можно взаимодействовать.

Пособие все еще не готово до конца. Лето ушло на подготовку к ЕГЭ, но Дмитрий собирается его доделать, утрясти юридические детали и выложить в магазин Google Play, откуда скачивают приложения для смартфонов на Android. Сначала оно будет бесплатным, чтобы заинтересовать как можно больше людей и получить отклик.

Но у Дмитрия есть и другие планы. Ему нравятся анализ больших данных, машинное обучение, интернет вещей, математические модели в экономике. «Когда разбираешься в нескольких вещах, ты можешь сделать свой продукт лучше», — рассуждает он. С одной стороны, его подход прагматический, или, если угодно, инженерный. Дмитрию нравится подумать над задачей, иначе ее интерпретировать, чтобы подступиться к решению, а не просто сидеть и «кодить». Но за этим лежит что-то еще — что-то, что помогает найти не ответ, а новый вопрос. Закончив перечислять свои интересы и сделав паузу чуть короче, чем накануне по телефону, он говорит: «А вообще… я считаю, что сейчас нельзя концентрироваться на чем-то одном — новое появляется на стыках».