Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Мозг в эпоху новых технологий

Изображение к новости

Как справиться с информационным перенасыщением, когда наш мозг не поспевает за обилием задач и отвлекающих факторов?

Каждый раз, когда вы говорите по телефону, проверяя при этом почту, или читаете книгу с включенной музыкой, ваш мозг терпит поражение. Мы не приспособлены к мультизадачности, и удивительно, как со всеми этими ограничениями эволюция оставила нас в живых. Добавьте к этому новые технологии, которые постоянно мешают работать и без того уязвленному мозгу.

Психолог Ларри Розен и невролог Адам Газзали в своей книге «Рассеянный ум. Древний мозг в мире высоких технологий» предпринимают попытку объяснить, как вести себя в новой информационной реальности, которая предъявляет серьёзные требования к работе нашего мозга.

Мозг уязвимый

Мы привыкли думать, что человеческий мозг работает как эффективный навигатор, указывающий нам правильные направления в мире информации. При этом мы часто чувствуем себя озадаченными, когда пытаемся выполнить одновременно даже несколько простых дел.

Дело в том, что когнитивный контроль — система, отвечающая за управление нашим поведением — имеет ряд существенных ограничений. Эти ограничения связаны со вниманием. Подобно прожектору, освещающему определенный участок и оставляющему в тени все остальное пространство, наше внимание также крайне избирательно. Рабочая память предполагает, что мы можем одновременно держать в уме лишь небольшие фрагменты информации — не более 7 цифр, 6 букв, 5 слов, 3-4 объектов и только 1 лица. Третье ограничение связано с управлением целями — нам сложно совершать несколько дел одновременно без потери в качестве и точности выполнения каждой из задач.

Всё это приводит к невероятной уязвимости нашего мозга к разного рода вмешательствам, будь то отвлечение на ненужную информацию или прерывание при попытке многозадачности.

И в этом мы мало чем отличаемся от наших древних предков. Подобная ситуация могла произойти что сейчас, что сто лет назад: вы пытаетесь слушать человека и сконцентрироваться на его истории, но при этом мозг постоянно переключается и фокусирует внимание на словах, которые произносит кто-то в другой части помещения (так бывает, когда вам становится скучно).

«Во многих отношениях мы существа с древними мозгами, живущие в мире высоких технологий»

Современная реальность такова, что теперь нам еще сложнее концентрироваться на живом общении из-за постоянного погружения в мир новых технологий. Мы стали заложниками смартфонов с их бесконечными уведомлениями, визуальными эффектами и приятными звуковыми сигналами. Пока они захватывают наше внимание, мозг отчаянно пытается маневрировать в потоках конкурирующей информации. Всё это позволяет говорить о набирающей обороты тенденции, получившей название «мультимедийная многозадачность».

Исследования лаборатории доктора Розена показали, что подростки и молодые взрослые уверены в том, что могут переключаться между 7 видами медиа одновременно.

При этом в течение дня они проверяют свои телефоны около 150 раз или каждые 6-7 минут с момента пробуждения. Более того, трое из четырех владельцев смартфонов в США начинают испытывать панику, если не могут незамедлительно найти свой телефон, половина проверяет девайсы, находясь в постели, еще часть — во время утренних процедур в ванной, а трое из десяти — во время обеда с друзьями и коллегами.

Круглосуточное онлайн-существование, возможность незамедлительно реагировать на всплывающие уведомления, хаотичное переключение между задачами невероятно обостряют проблему вмешательств в работу нашего мозга при попытке достигнуть определенных целей. Хотя наш высокотехнологичный век можно считать наиболее просвещённым временем в истории, наши хрупкая система когнитивного контроля оказалась не готова к такому информационному буму.

Почему мы продолжаем так себя вести?

Хотя каждый из нас осознаёт, что мультизадачность уменьшает производительность, мы продолжаем помещать себя в условия, в которых тяжело сконцентрироваться на одном деле. Тем не менее, такое поведение доставляет нам удовольствие: во-первых, заниматься несколькими вещами веселее, во-вторых, мозг поощряет нас за выполнение новых задач.

С новыми технологиями всё немного сложнее. Авторы книги считают, что с эволюционной точки зрения, наше включение к мультимедийную многозадачность объясняется врождённым стремлением к поиску информации. Доступность технологий удовлетворяет наш внутренний драйв, при этом снижая риск таких внутренних факторов, как беспокойство и скука (при их ограниченном использовании, конечно). Это мнение поддерживается данными о том, что молекулярные и физиологические механизмы, которые изначально развивались в мозге наших предков для того, чтобы  помогать им в добыче пропитания, со временем трансформировались в механизмы, отвечающие за поиск информации.

Как новые технологии влияют на нашу жизнь

Розен и Газзали ставят нашему поколению неутешительный диагноз: «Взгляните на людей в ресторане, прохожих на улице или тех, кто ожидает своей очереди на киносеанс — по большей части вы увидите головы, склоненные к экранам мобильных устройств. Мы ведем себя так, как будто нам больше неинтересно то, что происходит вокруг, или будто мы потеряли способность на секунду остановиться и просто ничего не делать. Кажется, что нас больше заботят те люди, с которыми мы можем связаться с помощью наших девайсов, чем те, кто находится прямо перед нами. И, возможно, самое критичное то, что, похоже, мы вообще разучились оставаться наедине со своими мыслями».

Авторы забрасывают нас ужасающей статистикой: «мы стали настолько нетерпеливыми, что закрываем видео, которое загружается больше двух секунд», «сотрудники компаний тратят половину рабочего дня на проверку электронной почты, даже если им не приходят соответствующие уведомления», а «девять из десяти студентов используют свои ноутбуки во время занятий в неакадемических целях». Разумеется, статистика подкрепляется ссылками на результаты проведённых научных исследований.

Помимо негативного влияния на успеваемость и производительность, бездумное использование новых технологий имеет куда более серьёзные последствия и затрагивает также нашу безопасность.

 

Пешеходы всё чаще демонстрируют небезопасное поведение, когда переходят дорогу с наушниками в ушах, разговаривая по телефону или даже отправляя сообщения. А если говорить о водителях, которые отвлекаются на гаджеты во время движения, ситуация становится еще более опасной. Национальный совет по технике безопасности США в 2011 году установил, что 23% всех автомобильных аварий связаны с использованием мобильного телефона. Дэвид Стрейер, профессор Университета Юты, обнаружил, что водители с содержанием алкоголя в крови и водители, использующие телефон во время езды, имеют равные шансы попасть в автокатастрофу.

И, наконец, зависимость от гаджетов привела к появлению новых видов психических расстройств. Вот некоторые из них.

  • «Синдром ложного вызова», когда мы принимаем какие-то звуки или вибрации за звонок телефона, хотя на самом деле он не звонит.
  • FOMO (fear of missing out) — боязнь пропустить какое-то важное событие или интересную возможность, возникающая при постоянном просмотре обновлений в соцсетях.  
  • Номофобия — страх остаться без телефона или вдалеке от него. Исследования показывают, что невозможность использовать телефон хотя бы в течение десяти минут вызывает у большинства современных подростков повышенный уровень тревоги.

Как с этим жить

Для того чтобы адаптироваться ко всем этим негативным воздействиям эры новых технологий и сохранить свое ментальное здоровье, Розен и Газзали предлагают два пути: изменить наш мозг и наше поведение. Легко сказать, господа ученые! Кстати, одно не исключает другого: для достижения максимальной эффективности следует использовать техники из обоих подходов.

Изменения в мозге возможны благодаря его замечательному свойству меняться под длительным воздействием новых условий — нейропластичности. Для улучшения когнитивных способностей авторы предлагают обратить внимание на следующие практики.

  1. Традиционное образование;
  2. Медитация;
  3. Когнитивные упражнения или «игры для мозга»;
  4. Видеоигры (несмотря на их неоднозначную репутацию, существует множество данных, доказывающих позитивное влияние компьютерных игр на когнитивные способности, в том числе пожилых людей);
  5. Взаимодействие с природой;
  6. Медикаменты;
  7. Физические упражнения;
  8. Нейрофидбэк и другие системы стимуляции мозга.

Меняем наши привычки

При выполнении простых задач, не требующих излишней концентрации внимания, переключение между медиа-активностями может оказаться полезным: оно поможет снизить скуку и сделает рутинную работу более приятной. Но когда нам надо сосредоточиться на важных делах, вмешательство технологий в работу должно быть сведено к минимуму. Для этого нужно придерживаться нескольких правил.

  • Развивайте осознанность — думайте о ценности каждой ссылки, которую открываете в браузере. Действительно ли эта информация имеет отношение к вашей основной задаче?
  • Ограничьте доступность к новым информационным ресурсам — сейчас доступно много приложений, помогающих бороться с интернет-зависимостью. А для большей продуктивности ученые советуют правильно распределять свое время в течение дня: проверьте почту утром, соцсети оставьте на вечер. Избавьтесь от привычки заходить во все приложения разом, после каждого «отвлечения» вернуться к работе становится все сложнее.
  • Уменьшите скуку, которую испытываете при выполнении одной задачи. Для этого, конечно, надо организовывать перерывы, во время которых можно сделать зарядку, послушать любимую музыку или даже ненадолго вздремнуть. Увеличивайте время выполнения задачи — так вы разовьете терпимость к длительным рабочим циклам, а вознаграждения в виде перерывов станут более приятными.
  • Избавьтесь от тревоги, которая побуждает переключиться на что-то новое. Расскажите друзьям и коллегам о вашем новом подходе к потреблению информации и попросите не отвлекать вас по незначительным поводам. Не волнуйтесь, вы не останетесь отрезанными от вашего многозадачного мультимедиа-мира. Просто, пока это еще возможно, надо брать свой рассеянный ум под контроль.

Больше узнать о том, как жить в технологичном мире с «древним» мозгом, можно из книги Ларри Розена и Адама Газзали, либо обратившись к видеолекции с участием одного из учёных.