Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Система Шаталова В.Ф. для томских учителей: школа будущего или опыт прошлого?

Изображение к новости

При знакомстве с системой обучения В.Ф. Шаталова возникают закономерные вопросы:

  • почему спустя полвека методика Шаталова так и осталась достоянием избранных?
  • что мешает ее успешному внедрению в массовый процесс обучения сегодня?
  • неужели необходимо обладать гениальностью Шаталова, чтобы использовать подобный способ обучения на обычном уроке в обычной школе?

Вопросов много, а для ответа на них требуется анализ состояния современного школьного образования.

Почти полвека назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м и даже в 8-м и 7-м классах и все без исключения поступали в вузы. Его уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР. Он – автор более 30 книг, которые переведены на 17 языков мира. Сегодня методику Шаталова возрождают его московские последователи.

В Томской области многие педагоги тоже внедряли систему Шаталова в образовательный процесс. Некоторые из его последователей нам хорошо известны: Г.А. Псахье, П.И. Горлов, Л.И. Глок, В.Д. Корнеев, В.Н. Пугачев, С.С. Богоявленская и др.

С 25 марта по 29 марта слушатели курсов повышения квалификации «Особенности технологии обучения физике и астрономии на базовом и профильном уровнях в условиях введения и реализации ФГОС ООО и СОО» имели возможность погрузиться в изучение физики, астрономии по системе Шаталова, выступая в роли учеников во время обучения. Так как на Курсы был приглашен Пугачев Вячеслав Николаевич, в прошлом учитель физики, директор школы в г. Кедровый, специалист, который хорошо знаком с системой Шаталова, потому что сам бывал на его уроках в Донецке, слушатели имели возможность на практике познакомиться с технологией создания опорного конспекта, ощутить на себе, как благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению, ребенок приходит к пониманию текста, получив при этом огромный выигрыш во времени.

Вместе с преподавателем Абрамовым Сергеем Николаевичем, учителем физики и информатики МАУО «Михайловская СОШ» Зырянского района, Пугачев В. Н. погрузил слушателей в отработку элементов системы Шаталова: повторение, проверка знаний, система оценки знаний, методика решения задач, опорные конспекты.

Общеизвестно, что Эрнест Резерфорд, британский физик, «отец» ядерной физики, понял, как устроен атом, не из математического описания, а путём зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема – находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы. Слушатели Курсов не только учили и воспроизводили опорные конспекты, но и сами составляли их. Пугачев В. Н., Абрамов С. Н. смогли показать, что система Шаталова не сводится только к опорным конспектам, в ней есть много нюансов.

Анализируя занятия, проведенные по системе Шаталова, слушатели отметили, что умение учеников создать свои опорные конспекты дает им возможность достигнуть планируемых результатов освоения учебного предмета (физика) в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием опорных конспектов позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Опорному конспекту присущи следующие отличительные черты при работе с информацией: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщённость.

Хочется верить, что к пониманию и принятию системы Шаталова сегодня придут и опытные педагоги, и молодые учителя, ведь эта методика позволяет достичь необходимого качества обучения современных школьников и в целом даёт ученику чувство уверенности в своих силах, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.

По окончанию Курсов слушатели высказали слова благодарности Пугачеву В.Н., Абрамову С.Н., последователям В.Ф. Шаталова, и изъявили желание применять систему Шаталова в своей работе и продолжить дальнейшее обучение.

Кучина Т.Н., старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ТОИПКРО

ФОТО МЕРОПРИЯТИЯ